castrum azagarium

Подольский район

Подол, Куренёвка, Цветоводство, Приорка, Мостицкий массив, Виноградарь, Ветряные горы, Село Шевченко, Беличье Поле, Берковец



Карта Подольского района 1:10 000Впервые упоминается в 1917 году, в связи с образованием в марте месяце Подольского райкома РСДРП(б). Однако окончательно был официально образован в 1921 на основе Подола. В 1934-44 годах назывался Петровским районом. В 1975 из него выделен Минский район. Ныне в состав Подольского района входят, как минимум, 26 исторических жилых местностей.


ПОДОЛ (Подолие) располагается вдоль Днепра и Киевской гавани, у склонов гор Старокиевской, Щекавица, Юрковица, между Пешеходным мостом через Днепр и улицей Заводской. Главные улицы — Сагайдачного, Константиновская, Набережно-Крещатикская, Верхний и Нижний Вал, знаменитые площади — Контрактовая, Житнеторжская. Почтовая. Название происходит от того, что местность пролегает «по долу», то есть в долине, низменности. Составляет древнейшую часть города. Первые поселения, например, Кирилловская стоянка, относятся к каменному веку. Подол неоднократно испытывал опустошительные набеги незваных гостей, обширные пожары и наводнения. После грандиозного пожара 1811 года в который раз был возведен заново. Укрупнили и перепланировали кварталы, вместо извилистых и узких улочек проложили прямые улицы-линии. Это был всегда торгово-ремесленный центр города. Протекавшая река Почайна служила одной из трасс на пути «из варяг в греки», а в ее устье, впадающем в Днепр где-то между нынешними Пешеходным мостом и Почтовой площадью, находилась гавань-пристанище — «притыка» для кораблей издалека. Собственная линия оборонительных укрепления располагалась вдоль нынешней улицы Верхний и Нижний Вал. В 30-е годы XX века Подол параллельно назывался еще Петровкой, в честь председателя ВУЦИК в 1934-38 Григория Петровского. Именно в эти годы на Подоле, равно и во всем Киеве, настойчиво истребляли памятники архитектуры как не представляющие государственной ценности. Ведь, в самом деле, не зря поется, что «А без Подола Киев невозможен, как Святой Владимир без креста». Сохранившиеся фрагменты Подола и поныне приводят всех любителей старины в божественный экстаз.

БОРИЧ (Боричев, Зборичев) располагается в районе улицы Боричев Ток. Хотя и производят название местности от слова «борич» (бирюч), обозначавшего чиновника-представителя княжеской власти, селились в этой местности преимущественно ремесленники. Именно тут, по свидетельству «Слова о полку Игореве», Игорь, бежав из половецкого плена, не раз езжал «по Боричеву к святей богородицы Пирогощей», то есть к церкви, находившейся у подножия Замковой горы и особенно помогавшей путникам в дороге невредимыми возвращаться домой.

ГОНЧАРЫ располагаются на Подоле в районе улицы Гончарной.
Название происходит от того, что здесь издавна жили ремесленники-гончары. Мастерские гончарного цеха существовали до начала XIX века.

ДЕГТЯРИ (Дигтяри) располагаются на Подоле в районе улицы Дегтярной и конечной части улицы Кожемяцкой. Название происходит от профессии ее поселенцев-ремесленников — дегтярей, производивших смолистую жидкость путем сухой перегонки дерева и торфа.

КОЖЕМЯКИ располагаются на Подоле в районе улицы Кожемяцкой и части улицы Воздвиженской. Здесь со времен Киевской Руси жили ремесленники-кожемяки. Руки у них были сильными. Именно отсюда вышел на бой кулачный со змием-людоедом легендарный Кирилл (или Никита) Кожемяка, который навсегда отворотил поганцу нос от земли «русской».

ЗАМКОВАЯ ГОРА (Киселевская, Фроловская, Киевица, Хоревица) располагается на Подоле между Старокиевской горой. Щекавицей, Гончарами и Кожемяками с одной стороны и собственно Подолом — с другой. Представляет собой завершающую часть правого, высокого берега Днепра с крутыми склонами. Согласно археологическим данным, была заселена еще в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что до того, как полянский князь Кий построил на Старокиевской горе укрепление, положившее начало Киеву, резиденция его находилась на Замковой горе. В 1Х-Х веках здесь стоял загородный княжеский дворец. Древнее название горы неизвестно, и потому иногда ее условно называют Киевицей. Считают даже, что именно тут находился Вышгород, великокняжеская резиденция-крепость, защищавшая Киев от нападений с севера. Отождествляется эта гора и с Хоревицей, на которой обосновался один из братьев-основателей города. В 70-80-е годы XIV века, когда Подол после разрушения монголо-татарами Верхнего Города становится центром Киева, на Замковой горе был сооружен деревянный замок литовского воеводы. В 1482 во время нашествия крымского хана Менгли-Гирея замок был сожжен, но где-то спустя пятьдесят-шестьдесят лет восстановлен и перестроен. В замке насчитывалось 15 боевых четырехъярусных башен, а его площадь превосходила в два раза само плато (плоскую часть) Замковой горы. Последнее обстоятельство объясняется просто. Замок соединялся мостом с фортификациями на горе Вздыхальнице (ныне Андреевская гора). И две горы, составляя таким образом единое целое, назывались одной Замковой горой. Киселевкой гору стали называть с середины XVII века по фамилии киевского воеводы Адама Киселя (1580-1653). В 1651 восставшие украинские казаки совладали с замковым укреплением не хуже татар и в азарте сожгли засевший там польский гарнизон вместе со всеми помещениями. Гора опустела. И не в первый раз ее вновь покрыли огороды и тыквенные бахчи. С 1816 тут выросло кладбище для населения Подола, Гончаров и Кожемяк. В 1854 Киселевка перешла к Флоровскому монастырю, отсюда ее очередное название. Была сооружена церковь, а вокруг кладбища возвели стену. В советское время здесь воздвигли небольшой «секретно-прикладной» объект, в том числе однообразно глушивший щебетанье «вражьих утиных голосов из-за бугра». Впрочем, свои утки водились в свое время и на Замковой горе. Некогда у подножия горы располагалось болото, поросшее тростником и имевшее название Черная Грязь. Болото постепенно осушали, и на его месте строился женский Флоровский монастырь. Надо сказать, не к чести тех, кто выделял эти земли для строительства, но к великой чести его послушниц и жительниц.

ТОРЖИЩЕ (Подольское Торговище, Торговица, Житний Торг) располагается на Подоле между Контрактовой площадью и Житним крытым рынком. Лежало на пути «из варяг в греки», водном торговом пути, связующем север Руси с южными землями, а Балтийское море — с Черным. В отличие от знатного Бабина Торжка на Старокиевской горе, которым пользовались в основном зажиточные и родовитые люди города, Торжище было более массовым. Сюда приезжали купцы со всех стран: варяги, византийцы, немцы, арабы, хазары, бухарцы, булгары. Торжище являлось также центром гражданской и политической жизни Киева, здесь собирались народные веча. Правда, так называемые «черные» (они происходили еще возле Туровой божницы на нынешнем Турце), обычно же всесословные веча скликались возле Софиевского собора. В Х1У-ХУ веках Торжище становится главнейшим экономическим центром Киева. Вплоть до ХУП-ХУШ веков тут размещались торговые колонии: «армянский квартал», «греческий квартал», генуэзский, турецкий и иные «дворы». Развитию Торжища способствовало Киевское братство, объединявшее мещан 17 ремесленных цехов, и Межигорское подворье Запорожской Сечи, а также переведение сюда в 1797 году из города Дубно контрактовой ярмарки, на которой заключались контракты-соглашения на оптовую куплю-продажу ремесленных, промышленных изделий, сельскохозяйственной продукции, на продажу, куплю, аренду помещичьих имений, а также оформлялись кредитные операции, заклад имений, денежные ссуды, семейные дела помещиков, связанные с имуществом (брачные договоры, выплата приданого, завещания) и так далее. Все сделки регистрировались в Главном гражданском суде и совершались зимой ежегодно вначале в здании магистрата, а затем в особом контрактовом доме. А на Житнем базаре невдалеке от нынешнего Житнего рынка дважды в год собирались людные ярмарки. Вокруг столь благоприятной площади возводились на средства ремесленных и торговых объединений храмы, в частности, в 1132-36 годах вознеслась Пирогощи Богородицы церковь стараниями торговавших хлебом купцов. И лишь к Олимпиаде 1980 года наконец догадались стараниями советских строителей соорудить трехэтажный житний крытый рынок на 1350 торговых мест, каждое из которых было оснащено горячей и холодной водой. Однако давно запланированную 8-ми этажную гостиницу на 112 мест при рынке построить пока еще не довелось.

БИСКУПЩИНА располагается на Подоле в районе Житнего крытого рынка между улицами Ярославской и Спасской. Известна с середины XIV века как земля, при-надлежащая католическому епископу (бискупу), отсюда и название. Тут находился в свое время Петропавловский кафедральный собор. Изначально эту церковь святых Петра и Павла построил польский епископ Криштоф Казимирский как готическую римо-католическую церковь святого Николая при монастыре доминиканцев. Используя строительные материалы, полученные при разборке руин, в частности, связанный и с католическими святыми Борисоглебской церкви в соседнем Вышгороде, доминиканские отцы завершили строительство где-то к 1610 году. После соединения Украины с Россией в 1654 году церковь была передана Киевской митрополии и существенно перестроена. В 1920-е годы Петропавловскую церковь закрыли для богослужений. В начале 30-х годов строение собирались использовать под хранилище Центрального архива Украины. Однако вышло иначе. С разрешения Наркома образования церковь была разобрана в 1935 году. Куда пошли древние кирпичики на этот раз остается неизвестным.

ГЛУБОЧИЦА (Канава) располагается на Подоле в районе улиц Верхний и Нижний Вал. Носит наименование некогда глубокой речки, впадавшей в Почайну. Начально река имела густую сеть прилегавших к ней ручьев и оврагов, но по мере заселения местности их засыпали, а речка в результате мельчала и становилась непригодной для судоходства. В конце XVIII века русло Глубочицы на Подоле выпрямили и обнесли валами для защиты близлежащих домов от паводков. Отсюда и название улицы с разноименными сторонами — Верхний и Нижний Вал. С тех пор Глубочицу называли еще и Канавой, Каналом или Помойкой, поскольку сбрасываемые сюда отходы гончарного, дегтярного и кожемяцкого производственных процессов не придавали ей ни чистоты, ни ароматов. В середине XIX века ров перестроили в канализационный коллектор. Речка-ручей жива и поныне, питается атмосферными осадками и водами источников, основным из которых является родник в Кмитовом яру. Часть местности относится к Шевченковскому району.

ПЛОССКОЕ (Плоское) располагается на Подоле между улицами Нижний Вал, Фрунзе, Заводской и Киевской гаванью. Известна эта плоская, равнинная местность была еще при Киевской Руси как поселение Плосколинск или Плеснеск. В средние века называлось слободкой Плосколеской или Плоский Лес. В 1539 упоминается как село Плоское. В конце XVIII века во время интенсивной застройки Подола был образован Плосский полицейский участок, объединивший само Плосское с Куреневкой и Приоркой. Название «улица Плосская» имела теперешняя улица Фрунзе.

ТУРЕЦ (Туровцев) располагается на Подоле в районе улиц Волошской, Туровской, Ратманского между улицами Межигорской, Набережно-Луговой, Набережно-Крещатикской и Щекавицкой. Тут же протекал одноименный ручей, а также находилась Туровая божница, церковь на месте Турового капища, поблизости которой киевские ремесленники собирались на свои народные веча. Что же это было за место, столь близкое и священное для простых киевлян? Тур — это не просто «буй», буйвол, зубр, бык, а прежде всего та сила, что гонит, давит, производит жизнь, приводя материю-прах в движение и одушевляя, одухотворяя ее. Согласно одной из гипотез, Тур — он же Волос или Белее, то есть сила, которая «волеет» и велит, хочет и может, желает и воплощает желанное, по-солнечному плодотворная, радостная и необоримая. Ее символическим изображением служили, в частности, бычья голова, рога, борода, отождествляемые с магически потенциальными мужскими ге¬ниталиями, например, рога, тестикулы — олицетворение потенциальной и действенной воли-могуще¬ства, активное проявление которой — это уже аллегорическая бычья голова, а результат проявления — борода, «синоним» щедрости, богатства и плодородия. Не отсюда ли и летописное многозначительное «называние» Волоса (Велеса) «скотьим богом»? Как бы там ни было, но факт остается фактом — в договорах древних киевлян с греками Велес соотносится с золотом, силой священства и богатства, тогда как  другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог — громовержец Перун — с оружием, силой государства. В древнем Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Белеса — на Подоле; в сотворении Перуна нуждалась крепкая и самодержавная княжеская власть. Белес же (он же Волос и Тур) легко и желанно уживался с каждым простым человеком и жила каждом доме. Что ж, для авторитарного режима более важно было иметь в распоряжении силу, пусть и скоротечную, нелюдимую, тяжкую в заключаемых с нею обязательствах, но зато способную быстро ударять (как конденсатор током) и сильно пугать «на впредь*. А для простолюдина более значимой была сила надежная, долговременная и стабильная. Потому и дружил он с Волосом, приносившим трудолюбивцам счастье, любовь и достаток.

ПОЧАЙНА (Почай, Пучайна) располагается на Подоле от района улицы Почайнинской до набережной. Название дано протекавшей здесь некогда речкой, правым притоком Днепра. Относительно же наименования речки существуют несколько версий. То ли «желанная», то ли «водная», то ли «вспучивающаяся». Интересно последнее значение, поскольку, согласно легендам, в частности, о Добрыне Никитиче, в этой «Пучай-реке» обитал вспенивающий ее Змей Горыныч, стихийная разрушительная сила, совладать с которой мог лишь превесьма недюжий удалец. Не случайно и расположение капища Белеса (Тура) именно поблизости Почай-реки. Велес, тесно связанный с существованием человека и стремящийся помогать ему, должен был быть и охранителем от существ, относящихся к людям столь же потребительски, как и люди, допустим, к свиньям. Будучи властителем и проводником все тех же стихий огня, воды, воздуха и земли, что и эгоистичный обособленец Змей Горыныч, Велес содействовал человеку в овладении (от слова «воля») собственными же сверхъествественными силами. В районе Подола Почайна отделялась от Днепра песчаной косой, которая размылась, когда в XIX веке основное течение Днепра направили к правому берегу. На месте же верхнего русла Почайны осталась на Оболони цепь озер.

ДОРОГОЖИЧИ (Дорогожище) располагаются в районе улицы Елены Телиги и до проспекта Червоных Казаков. В Х1-ХП1 веках тут находилось урочище, куда сходились пути из Вышгорода, Чернигова, Новгорода, Смоленска и других городов — своеобразная «жатва дорог». Происходили тут и иные «жнивы». В 980, 1146 и 1169 годах Дорогожичи являлись местном сражения враждующих князей. А вообще-то, люди облюбовали эту местность еще 25-15 тысяч лет назад, возводя тут из костей мамонтов шатрообразные жилища.

ШПОЛЯНКА располагается на Куреневке  вдоль улицы Шполянской, переулка Веселкового и начал улиц Тагильской и Фруктовой. В первые десятилетия XX века тут существовал фруктовый сад, принадлежавший некому Шполянскому. Сада уже нет, но построек первой половины нашего века сохранилось достаточно.

КОПЫЛОВ (Копылово) располагается на Куреневке в районе улицы Копыловской. Название местности и урочища от фамилии первопоселенца. Упоминается с первой половины XIX века.

КУРЕНЕВКА  располагается между Подолом, Оболонью, Приоркой и Сырцом. Главные улицы: Фрунзе (конечная часть). Петропавловская, Белецкая, Сырецкая. Известна с середины XVII века как киевское предместие, где размещались курени (от слова «курить», производить дым и смрад) Киевского казацкого коша (табора). Позднее Куреневку заселяли мещане, и они вовсю занимались здесь огородничеством и садоводчеством. Ныне Куреневка — крупная промышленная и жилая местность города.

ЗАМКОВИЩЕ располагается на Приорке в районе Замковецкой улицы. Когда-то тут высился замок. Предполагают, что это был летописный Ольжин град времен Киевской Руси.

БЕЛИЧЬЕ ПОЛЕ располагается на Куреневке в районе улицы Белицкой. То ли в местном урочище водилось множество белок, то ли место попросту было «белым», пустым. Упоминается со второй половины XIX века.

МОСТИЦКИЙ в Подольском районе располагается на Приорке между улицами Мостицкой, Новомостицкой, местностями Западынкой и Виноградарем. Известен с первой половины XIX века. Название происходит от деревянного покрытия, которым «мостились» улицы, проложенные в заболоченной местности. В 1982 году было начато строительство Мостицкого жилого массива. Состоит из трех микрорайонов, и застраивался 9-12 и 16-этажными жилыми домами. Часть местности относится к Шевченковскому району.

ЗАПАДЫНКА (Западынцы) располагается в районе улицы Западынской и напротив лежащей части проспекта «Правды». Название упоминается в XIX веке. Известны были здешние Западынские песчаные горы, образовывавшие «западину» — котловины пологой круглой и овальной форм. Старую застройку и мелко-бугристый рельеф снесли в 80-е годы нашего века.

ВЕТРЯНЫЕ ГОРЫ располагаются на Приорке между улицами Осиповского, Светлицкого, Червонопольской. Впервые упомянуты в конце XIX века. Название дано характером обдуваемой со всех сторон местности. Основная застройка 1961-65 годов.

ШЕВЧЕНКО ПОСЕЛОК расположен на Приорке между Ветряными Горами, Виноградарем, Пуща-Водицким лесом и Кинь-Грустью. Главные улицы — Красицкого, Сошенко, Золочевская, Косенко. Известен с 20-х годов XX века. Вначале простирался вдоль улиц Красицкого, Леси Украинки, Золочевской, переулка Бестужева. В 40-50-е годы разросся до нынешних размеров. Хотя и назван по фамилии известного поэта, Тарасу Григорьевичу в этой местности обитать не приходилось. Разве что косвенно. В августе 1859 года Шевченко некоторое время проживал у Стефании Лободы в доме № 5 по Вышгородской улице. А улица эта в своих конечных сотых номерах в конце-концов упирается в площадь и поселок Шевченко. Или же еще такая связь. Бывшую улицу Шевченко в поселке Шевченко после того, как она в 1953-61 годах побывала Сталиногорской, назвали улицей Красицкого. А художник Фотий Красицкий приходился-таки внучатым племянником Тарасу Шевченко.

КИНЬ-ГРУСТЬ (Дача Кульженко) располагается в районе площади Шевченко и близлежащих частей улиц Навашина, Полярной, Пуща-Водицкой, Сошенко. Полагают, что в 1787 году Катерина Вторая, проезжая по этим местам своей неторопливой дорогой в Крым, молвила своему блистательному одноглазому любовнику князю Потемкину: «Дорогой, кинь грусть!». И тогда тот быстро сменил настроение, уловив немеркнущую потребность царицы в интеллектуальном веселии и сильных ощущениях. И грусть-«зазнобушку» кинул. Затем эта живописная дачная местность принадлежала полковнику Бегичеву, с 1838 года — Лукашевичам, а с конца XIX века — Стефану Кульженко, киевскому богачу на издательской ниве.

РЫБАЛЬСКИЙ ОСТРОВ (полуостров; Рыбалки, Рыбаки) располагается на правом берегу Днепра между Днепром и границами Днепровского района с Подольским и Минским районами. Полустров представляет собой остаток некогда длинной косы, отделявшей реку Почайну от реки Днепр. Полуостров является также частью местности Рыбалки, известной в прошлые века а приднепровском оболонском низовий поселениями подольских рыбаков и знатным Рыбацким базаром. В 1897-99 годах при строительстве на полуострове верфи для пароходов его берега подняли и замостили. В 1928 году судовую верфь реконструировали для завода «Ленинская кузня» (с 1993 года ПО «Шхуна»). А в 1930 году в этой местности запустили сверхмощную по тому времени электростанцию (КРЭС). С другими территориями местность соединена Рыбальским вантовым (висячим на стальных канатах) мостом, Подольским (Петровским) ж/д мостом и тремя различной ширины перешейками.

СИНЕОЗЕРНЫЙ располагается в районе бессточного озера Синего. Самое крупное из водораздельных озер Киева и, пожалуй, со стороны имеет вид такого же цвета, как свидетельствует и название. Длина озера 700 метров, ширина — около 200, питается поверхностными и грунтовыми водами. Что же касается жилого массива, то застройка осуществлялась с 1681 года. Застраивался 16-этажными точечными крупнопанельными и 6-, 7-, 8-, 9-этажными кирпичными жилыми домами с криволинейными очертаниями в плане. На массиве имеются школа, детский сад-ясли, учреждения бытового и культурного обслуживания, а у озера — водно-спортивный комплекс. Местность органично сливается с местностью Виноградарь.

ВИНОГРАДАРЬ располагается между переулком Межевым и проспектами Радянской Украины, «Правды», Свободы и улицами Косенко и Светлицкого. С 1907 года в этих краях стали специально под виноград арендовать земельные участки и выращивали прекрасные урожаи. Впрочем, отменное киевское вино, особенно монастырского производства, было известно с самых что ни есть давних времен. Затем в этой местности существовал одноименный колхоз. Современная застройка осуществлялась в 1975-87 годах. В основе планировочной структуры лежат принципы функционального зонирования и создания сети пешеходных бульваров, изолированных от проезжей части. Массив застраивался 9-, 12- и 16-этажными домами. В каждом микрорайоне — детские сады, школы, предприятия торговли и бытового обслуживания. В центре местности — площадь, переходящая в торговую площадь. В оформлении Виноградаря широко использовались цветные отделочные материалы, средства монументально-декоративного искусства, малые архитектурные формы.

Читайте также:

Голосеевский район

Дарницкий район

Деснянский район

Днепровский район

Оболонский район

Печерский район

Подольский район

Святошинский район

Соломенский район

Шевченковский район

Окраины Киева


Виктор Коваленко, «Недвижимость Киева»

http://www.zagorodna.com/ru/regiony-ukrainy/kiev/podolskij-rajon-istoricheskie-mestnosti.html

 



Обновлен 02 авг 2013. Создан 23 июн 2013