castrum azagarium

Соломенский район

Соломенка, Батыева гора, Зализничный массив, Первомайский массив, Чоколовка, Александровская слободка, Турецкий городок, Шулявка, Железнодорожная Колония, Проневщина, Совки, Жуляны, Кадетская роща, Отрадный, Грушки, Караваевы дачи, Новокараваевы дачи



Карта Соломенского района 1:10 000В начале нашего века для обозначения предместий Киева, ныне входящих в состав района, а именно: Нижней Соломенки, Верхней Соломенки, Кучмена и Протасова Яров, Батыевой Горы используется общее название «Соломенка».  Соломенка — как местность с населением в 35 тыс. человек, примыкающая к железнодорожному вокзалу и «положительно запертая железнодорожной насыпью». «Во 2 день июня 1910 года Государь Император на положение совета высочайше соизволил» — и Соломенка вошла в черту города.

В августе 1918 года при гетьмане Скоропадском Зализнычный район впервые был определен как административный округ и назывался Соломенским районом. В 1919 году впервые упомянут как Зализнычный. В 1924 составлял часть Бульварно-Соломенского, а в 1925-38 — Сталинского и Кагановичского районов. И, наконец, 9 апреля 1938 года в соответствии с постановлением ЦИК УССР был выделен самостоятельный Зализнычный район.
Территория района постоянно изменялась. Присоединялись новые села, поселки, возникали и исчезали люди, дома, улицы, одни территории времени и пространства наслаивались на пределы других. В границах нынешнего района можно увидеть, как минимум, 18 исторических жилых местностей. Они существуют и определяют историю города независимо от того, нанесены на карты или нет.

ЗАЛИЗНЫЧНОГО ВОКЗАЛА местность располагается в районе площади Вокзальной и улиц Вокзальной, Коминтерна. Название происходит от Киевского железнодорожного вокзала, впервые открытого 18 февраля 1870 года. А история его следующая. 24 марта 1866 года был подписан контракт с бельгийскими промышленниками на строительство Курско-Киевской железной дороги. Концессия на нее была утверждена 24 декабря 1866 года. Концессионеры привезли из-за рубежа рейки, крепления, стрелки, паровозы, вагоны, станки, инструменты, чугун, железо, телеграфное оборудование... Движение поездов по Курско-Киевской дороге было открыто 17 декабря 1868 года. На примыкающих к вокзалу улицах размещались здания различных служб, которые обеспечивали нормальное функционирование железнодорожного узла. Само же строительство железной дороги и создание Киевских железнодорожных мастерских привело к быстрому росту населения. В то время вокзал был достаточно большим и в стиле английской готики. Нынешнее здание построено на месте старого в 1929-32 годах и радует глаз формами украинского барокко с элементами конструктивизма.
Открытие вокзала было для всего города событием чрезвычайных последствий. В частности, главную улицу, ведущую от вокзала, нарекли Безаковской в честь киевского генерала губернатора Александра Безака (1801-1868), приложившего много сил ко строительству железной дороги, а почти в том же месте, где ныне памятник Щорсу, водрузили дивную статую тогдашнему министру путей сообщения Алексею Бобринскому. В местности вокзала располагается, в том числе всего прочего, промышленная зона (одна из нынешних площадок, но наиболее прославившаяся в революционном прошлом) Южнорусского машиностроительного завода (с 1924 года «Ленинская кузня», «ковавшая» не только чугунное литье, но и «золотые ленинские кадры»).


СОЛОМЕНКА расположена по правую сторону реки Лыбедь: между железной дорогой, улицей Кудряшова и Повитрофлотским (Воздухофлотским) проспектом. Возникла в середине XIX века как пригород Киева и входила в состав Белгородской волости. В 1858 году эта местность была передана городу императорской казной под пастбища. Селились здесь в основном отставные солдаты. Название селу дали бедняцкие землянки и мазанки, крытые соломой. В то время в нем насчитывалось 200-300 человек. В связи с прокладкой железной дороги Курск-Киев, часть земель отдали землевладельцам, через чьи усадьбы пролегла колея. С 60-х годов XIX века Соломенка — рабочий поселок железнодорожников. Он делился на НИЖНЮЮ Соломенку (вокруг нынешней площади Кривоноса) и ВЕРХНЮЮ Соломенку (в районе улиц Кавказской и Кубанской). В 20-30-е годы XX века местность называлась «Сичневкой» (на долгую память о январском восстании 1918 года). В 60-70-е годы Соломенку почти полностью перестроили и провели генеральную реконструкцию центральной улицы массива — Урицкого. Одноимеными жилому массиву в нем существуют улица, площадь, парк и кладбище.

КУЧМИН (Кучмой) ЯР
располагается в районе улиц Механизаторов, Кавказкой, Кудряшова. Название происходит от фамилии первого поселенца (в 1830) Григория Кучмы. С середины XIX века в Яру возникли улица и переулок Кучмин Яр — теперь улицы Краснодонская, Кудряшова и переулок Краснодонский. Большая часть старой застройки снесена в 60-70-е годы XX века.

БАТЫЕВА ГОРА расположена на склоне холма над рекой Лыбедь и железной дорогой между Протасовым и Кучминым Ярами. Сама же Батыева гора находится между улицами Соломенской и Волгоградской. На карте Киева 1837 года имеется название «Батиева Гора». Местность «Батиевы Могилы» зафиксирована на картосхемах Киева 1861 и 1874 годов. Название происходит от кургана-могилы некоего авторитетного у древних киевлян Бати. Одновременно считается, что во время монголо-татарского нашествия 1240 года на горе находился шатер хана Батыя. И действительно, с этой возвышенности хорошо было наблюдать за осадой Киева. Поселок же возник на рубеже Х1Х-ХХ веков, причем значительная часть старой застройки сохранилась и поныне.

ПРОТАСОВ ЯР расположен на правом береге реки Лыбедь, между Байковой и Батыевой горами, в районе одноименных улицы и спуска. Название происходит от имени землевладельцев этой местности Протасовых. Во время археологических раскопок в Протасовом Яру были выявлены остатки позднепалеотической стоянки (1У-го первая половина III тысячелетия до н. э.). Нашли; кремневые наконечники стрел, ножи, скребки, остатки орнаментированных глиняных горшков. Во второй половине XIX и а начале XX веков здесь добывали глину для местного кирпичного завода. В 50-е годы посчитали, что находок достаточно и овраг с целью расширения Байкового кладбища засыпали.


ЗАЛИЗНЫЧНАЯ КОЛОНИЯ расположена в районе улиц Брюллова, Лукашевича и Фурманова. Возникла в 70-90-е годы XIX века как поселение железнодорожников вблизи новопостроенного Киевского железнодорожного вокзала. В 80-е годы нынешнего века большую часть старой застройки массива снесли.


БОГДАНОВ (Богдаиовский) ЯР расположен вдоль улиц Стадионной и Богдановской. Известен с XIX века. Название «как богом данной» поселенцам местности происходит, может быть, от имени (а может и фамилии) собственника этих земель Богдана (Богданова, Богдановского).

КАДЕТСКИЙ ГАЙ известен с конца XVIII века как Шулявский Гай. Кадетский Гай — после строительства в 1857 году на землях Митрополичьего хутора новых помещений Владимирского кадетского корпуса. Располагался между Шулявкой, Соломенкой, Чоколовкой, захватывая часть современного Воздухофлотского проспекта и Первомайского жилого массива: район нынешних улиц Уманской, Козицкой, Фучика и прилегающих. Почти всю рощу вырубили во время гражданской войны, а затем застроили. Остатки лесопарка можно наблюдать между улицей Уманской и железнодорожной колеёй. В 1994 году название «Кадетский Гай» получила новая улица в Турецком городке на Чоколовке. А в Кадетском Гаю и поныне протекает одноименный ручеек как правый Лыбедский приток.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДКА расположена между Соломенкой, Чоколовкой, Совками, поселком Монтажник, Байковой Горой, Протасовым Яром и Зализнычным массивом. Главные магистрали: Червонозоряный (Краснозвездный) проспект, улицы Клиническая, Народная, Нечуя-Левицкого, Соломенская. Название происходит от пригородного поселения людей, временно освобожденных от повинностей и податей («слобода»), место под которое было выделено из «государевых земель» Александра II (на престоле с 1855 по 1881 гг.). В эту местность со всего Киева свозился мусор — в район нынешней улицы Надьярной. Поскольку слободка возникла во второй половине XIX века рядом с костопальными (по пережигу костей на удобрения) заводами, то до 1-й четверти XX века была еще известна под названием Костопальня. Первая застройка проходила вдоль улицы Преображенской (нынешняя Клименко) и не сохранилась. В 1-й четверти XX века значительно расширилась в сторону улиц Народной, Клинической, Яслинской. В 40-50-е годы была застроена правая сторона Червонозоряного проспекта, а левая сторона, большей частью, и до сих по р состоит из частных домов.

ПЕРВОМАЙСКИЙ (Першотравневый) МАССИВ расположен на территории Чоколовки вдоль Чоколовского бульвара, а также в районе улиц Ереванской, Уманской и Ушинского. Название получил от поселка имени 1-го Мая, построенного кооперативом железнодорожников в 1926 году. Поселок находился вблизи бывшего Кадетского Гая между Воздухофлотским проспектом, улицей Антонова и Чоколовским бульваром, снесли его в 70-е и 80-е годы. Основная застройка массива происходила в 1959-63 годах. Это первый жилой массив, созданный методом индустриального домостроения. Микрорайоны массива застроены 5-, 9-, 12-этажными жилыми домами. В каждом микрорайоне — школа, детские сады и ясли, торгово-бытовые учреждения, спортивные и игровые площадки.


СОВКИ расположены между Червонозоряным проспектом, улицами Кайсарова, Трутенко и массивом Жуляны. Название дано речкой Совка и восходит к древнерусскому слову «совкий», что значит «юркий», «охочий повсюду соваться», «суетливый». Не зря в 1686 году на этих вертких водах работало 4 мельницы, в то время как на более проворной и могучей Лыбеди — 7. Совки впервые упомянуты как местность Сувки (Сувка), владение доминиканского монастыря. В 1612 году продано шляхтичу Ярошу Покаловичу. В 1618 приобретено Киево-Печерской лаврой. В 1782 году в поселке проживало 160 человек, а в 1923 году «деревня» была включена в городскую черту. В послевоенное время здесь располагается усадьба одноименного совхоза, поставляющего Киеву овощи.

ЗАЛИЗНЫЧНЫЙ МАССИВ расположен вдоль улиц Волгоградской и части Соломенской, между Кучминым и Протасовым Ярами. Начал застраиваться в конце 50-х годов нашего столетия. Еще назывался Батыево-Александровским массивом, поскольку соединял местность Батыеву Гору с Александровской Слободкой. Современное название носит с 1964 года как наследие родного Зализнычного района.

МОНТАЖНИК располагается между улицами Кировоградской и Медвинской. Главная магистраль — улица Монтажников. Название происходит от Управления «Юг-теплоэнергомонтаж», которому в 1949 году отвели пустующие земли под застройку частными домами. Поселок застраивался до середины 50-х годов в основном одно-и двухэтажками. Часть массива относится к Голосеевскому району.

ЖУЛЯНЫ находятся на юго-западной окраине Киева между Теремками и Борщаговкой. Упоминаются с XI века как местность с ручьем Желань (Желаня, Жилян, Жалина). Может быть, название происходит от дохристианского жертвенника древнеславянской богини скорби Жели (Жали), может — от прохладного ручья, «желанного» для утомленных путников, а может — и от обжитого, «жилого» характера этого предместья Киева. С конца XVII века упоминаются как собственность Софиевского монастыря под названием «Жиляны». Развитию и росту послужило строительство к 1924 году Киевского аэропорта. В черте города с 26 января 1988 года.

ТУРЕЦКИЙ ГОРОДОК представляет собой жилой микрорайон и один из многих поселков для советских военнослужащих, выведенных из Германии. Построен в 1993-94 годах силами турецких подрядчиков и рабочих на средства объединенного немецкого государства. Расположен в районе улиц Эрнста, Кадетский Гай и Пулюя.
Конечно, точные границы между историческими жилыми местностями можно провести лишь условно. Однако вовсе не условной оказывается разница цен между относительно одинаковыми квартирами из различных местностей (например Соломенки и Совок, Турецкого Городка и Паньковщины). Впрочем, количественная цена на квартиры сводится, в конечном счете, к двум решающим показателям качественности жилья: его месторасположению и обустройству.
Месторасположение слагается из сочетания нескольких факторов: приближенности к центру, максимально возможного экологического благополучия, наличия удобных путей транспортного сообщения и престижности соседского контингента.

КАЗЕННЫЕ ДАЧИ расположены в районе проспекта Победы, улиц Гарматной, Янгеля и Выборгской. Название дано с 1854 года, когда эту территорию разбили на 28 дачных участков и передали в аренду. В 1860-80-е годы участки застроили. Наиболее известной стала дача «Сан-Суси», от которой произошло новое название всей местности. С началом строительства завода Гретера и Криванека а 80-е годы XIX века территория Казенных Дач стала постепенно поглощается индустриальным предприятием, порядки на котором и режим работы отнюдь не способствовали отдыху. В черте города с 1914 года.

КАРАВАЕВЫ ДАЧИ расположены между Шулявкой и Отрадным, улицами
Янгеля, Смоленской, Гарматной, проспектом Отрадным и железной дорогой. Названы по фамилии Владимира Караваева, которому с 1869 года тут принадлежал значительный участок земли. Владимир Афанасьевич Караваев (1811-92) — профессор хирургии медицинского факультета при Киевском университете и «первый в России» хирург-окулист, основатель и организатор первой в России Клиники глазных болезней. Обладал большим (в том числе для благодарной частной практики) приоритетом в применении новых хирургических методов в области пластических операций на лице и в ампутации. 18 февраля 1847 года сделал в Киеве вторую во всей России после Пирогова (14 февраля 1847 года, Петербург) операцию с применением наркоза. Жил на улице Шулявской, которая в 1891 году в честь 50-летия руководства образованной им же при университете кафедры хирургии и заслуг перед городом была переименована на Караваевскую (с 1920 – Льва Толстого). Был избран почетным гражданином Киева. После смерти профессора-хирурга территория местности Караваевы Дачи была в 1902-08 года разделена на участки и распродана под частные усадьбы. Теперешняя местность Караваевы Дачи объединяет в себе, по сути, саму давнишнюю местность Караваевы Дачи с местностями Новокараваевы Дачи и Казенные Дачи. Ныне на Караваевых Дачах есть улица Профессора Караваева, но иногда можно встретить сведения, что первично в 1962 году она была названа в честь иного Владимира Афанасьевича — украинского советского ученого-зоолога, жившего в 1864-1939 годах и приходившегося, тем не менее, первому Владимиру Афанасьевичу внуком. Теперь улица официально относится к имени деда. Для большинства людей название Караваевы Дачи связывается, в основном, с остановкой электропоездов и самым крупным в Киеве радиолюбительским рынком.

НОВОКАРАВАЕВЫ ДАЧИ расположены между улицей Комбайнеров и станцией Киев-Волынский. Застраивались в 30-40-е годы как продолжение местности Караваевы Дачи. Почти вся застройка первой трети XX века снесена в 70-80-е годы.

ГРУШКИ расположены вдоль проспекта Победы между улицами Гарматной и Василенко. Возникли как хутор во второй половине XIX века. В 1871-1902 годах принадлежали дворянину К. Грушке, оттуда и название хутора. Это отнюдь не мешало тому, что в местных садах вырастали большие, сочные и вкусные груши. С 1921 года в составе Киева. А с середины ХХ века привольный садово-огородный сезон кончился и территорию заняла обширная промышленная зона. Производство на ней было столь насыщенным, что, наряду с прочими индустриальными «братьями и сестрами», вплоть до 90-х годов она усиленно превращала район в один из грязнейших в городе. Сейчас, пока промышленность не вышла из глубокого кризиса, району дышится легко. Хотя все равно до больших и полезных груш еще далековато.

ОТРАДНЫЙ
расположен в районе проспектов Отрадный, Космонавта Комарова, бульвара Ивана Лепсе, улиц Героев Севастополя, Василенко. Название происходит от одноименного хутора, возникшего в 1914 году после выкупа этих земель у местных крестьян киевским коллежским регистратором Константином Яниховским. Хутор получил свое «отрадное» название от того, что в этом месте временно дислоцировался кубанский казачий полк со станицы Отрадная. Утешения и облегчения приносили эти места... В 1923 году хутор включили в городскую черту. Основная застройка 1957-63 годов. Большинство домов состоят из 5-ти и 9-ти этажей. Ядром архитектурной композиции массива служит одноименный парк культуры и отдыха. А на исконном месте хутора уже не те утехи и услады. Тут раскинулась шикарная промышленная зона со своими улицами и переулками. Однако, если прислушаться, то все равно можно почувствовать и аромат времени.

ПОСТ-ВОЛЫНСКИЙ расположен между аэропортом «Киев» (бывший «Жуляны») и жилым массивом Отрадный, рядом с улицами Пост-Волынская, Волынская и Постовая. Название происходит от железнодорожной станции «Пост-Волынский» (теперь «Киев-Волынский»). Узловая станция на соединении путей из Волыни и Подолья и прилегающее к ней поселение возникли во второй половине XIX века за тогдашними пределами го¬рода. Со временем Киев перешагнул через них далеко вперед. Что ж, это его жизнь — «перешагивать через людей». И, чтобы угнаться за ним, его жителям всегда приходится приходить из детства.

ЗАБАЙКОВЬЕ располагается между улицами Байковой, Кировоградской, Волжской, переулками Волжским, Ясиновским и юго-западной границей района. Название происходит от Байкового кладбища, за которым находится поселок. Местность известна с конца XIX века как владение Киево-Зверинецкой церкви, которое в то время было сдано в аренду жителям города под сады и огороды. Забайковье застроено на рубеже Х1Х-ХХ веков, а в 1909 году выкуплено у церкви киевской городской властью. В местности сохранилось немало сооружений начала XX века.


Читайте также:

Голосеевский район

Дарницкий район

Деснянский район

Днепровский район

Оболонский район

Печерский район

Подольский район

Святошинский район

Соломенский район

Шевченковский район

Окраины Киева


Виктор Коваленко, «Недвижимость Киева»

http://www.zagorodna.com/ru/regiony-ukrainy/kiev/solomenskij-rajon-istoricheskie-mestnosti.html

 



Обновлен 02 авг 2013. Создан 23 июн 2013